Введение
Казалось бы, у меня, как у Senior-разработчика с десятилетним стажем, есть все карты на руках, чтобы научить своего 12-летнего сына программированию. Я знаю Python как свои пять пальцев. Я могу объяснить, что такое переменные и циклы, и даже рассказать про ООП. Логично? Абсолютно. Но после нескольких попыток я сдался и записал его на онлайн-курсы.
И это было одно из лучших моих родительских решений.
Многие мои коллеги удивляются: «Зачем платить кому-то за то, что ты можешь сделать сам, причем лучше?». Этот вопрос звучит резонно ровно до тех пор, пока вы не попробуете. И сегодня я хочу честно рассказать, почему профессиональный разработчик — это часто худший учитель для своего ребенка, и почему я доверил это дело профессиональным педагогам из школы программирования КиберУм https://cyberum.ru/
Причина №1: Проклятие знания и роль «папы-душнилы»
Первое, с чем я столкнулся, — это «проклятие знания». Это когнитивное искажение, при котором эксперту трудно представить себя на месте новичка. То, что мне кажется очевидным, для моего сына — темный лес. Я начинаю объяснять, как работает функция, и невольно сыплю терминами вроде «аргументы», «возвращаемое значение», «область видимости». Для меня это базовые вещи. Для него — абракадабра.
Я ловлю себя на том, что начинаю раздражаться: «Ну это же просто!». Я превращаюсь в того самого «папу-душнилу», который не объясняет, а требует понимания. Наши «уроки» стали заканчиваться его скучающим видом и моим чувством вины.
В онлайн-школе же преподаватель — это не папа. У него нет завышенных ожиданий. Его профессия — находить простые аналогии и метафоры, чтобы объяснять сложное.
| Мое объяснение (Senior-разработчик) | Объяснение преподавателя в школе |
|---|---|
| «Переменная — это именованная область памяти, которая хранит в себе данные определенного типа». | «Представь, что переменная — это коробочка. Ты можешь дать ей имя, например «очки», и положить в нее любое число». |
«Цикл for итерируется по последовательности, присваивая переменной на каждой итерации следующий элемент». |
«А давай заставим нашего персонажа в игре подпрыгнуть 5 раз подряд, не копируя код пять раз? Для этого есть специальная команда-повторялка». |
Вывод: Хороший программист и хороший педагог — это две разные профессии.
Причина №2: Сила группы и магия здоровой конкуренции
Второе, что я никогда не смог бы ему дать, — это среда. Мои уроки проходили в формате «один на один». Вся мотивация держалась на авторитете отца, который быстро испарялся.
На онлайн-занятии он оказался в небольшой группе таких же ребят, как он. И тут включилась магия:
-
Соревновательный дух: «О, у Пети получилось сделать так, чтобы ракета взлетала! Я тоже так хочу!».
-
Командная работа: На некоторых проектах они работали вместе. Кто-то лучше разбирался в коде, кто-то круче рисовал персонажей. Они учились договариваться и распределять задачи.
-
Общие интересы: Он нашел друзей, с которыми можно было после урока обсуждать не только игры, но и то, как они их создают. Его увлечение перестало быть одиноким.
Причина №3: Проверенная методика против хаотичных знаний
Мои попытки обучения были хаотичными. Сегодня мы делаем калькулятор, завтра я пытаюсь объяснить ему основы парсинга сайтов. У меня не было четкой, выстроенной программы, которая вела бы от простого к сложному, шаг за шагом.
В хорошей онлайн-школе есть методический трек. Программа построена так, что каждая новая тема логично вытекает из предыдущей.
Я, при всем своем опыте, никогда не смог бы выстроить такую последовательную и мотивирующую программу. Я знаю, что нужно знать, но профессиональные методисты знают, как к этим знаниям привести ребенка.
Заключение
Решение отдать сына на курсы было для меня актом смирения и родительской мудрости. Я признал, что моя глубокая экспертиза в программировании не делает меня хорошим учителем для собственного ребенка.
Я могу помочь ему с какой-то конкретной сложной задачей, могу оценить его итоговый проект, могу рассказать ему о работе в индустрии. Но дать ему системные знания, мотивацию и радость от первых самостоятельных побед — это работа для профессиональных педагогов. Они не просто учат коду. Они учат учиться, не бояться ошибок и работать в команде. И этот урок гораздо важнее, чем знание синтаксиса еще одного языка программирования.





















